Страхи детские-проблемы взрослыеЧувство страха-это неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому - либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь приведений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций. Страх является наиболее разрушительной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. Организм адаптируется к источнику страха, запоминает его «на всякий случай» и «помещает его в черный список» . На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страх у одного человека может отличаться по степени от страха у другого человека. Иногда он может выражаться в фобиях. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам. Некоторые психологи считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Мания преследования (Paranoia), Ужас (Horror), Страх(Terror), Испуг(Fright), Комплекс преследования (Persecution complex). В психотерапии страх выступает «удобной» диагностической меткой, которая отмечает подсознательную травмирующую ситуацию. Помимо того, что эмоция страха помогает в диагностике, она бесценна в технологи коррекционной работы. До тех пор, пока переживаемый страх носит умеренный характер, он естественен, а значит, необходим для развития. Но как только родители начинают замечать, что поведение ребенка ощутимо отличается от их представлений о норме, уместно прибегнуть к психологическому консультированию. О наличии осознаваемых и неосознаваемых страхов у взрослого и ребенка может говорить частое переживание безотчетной тревоги, неприятных ощущений за грудиной, в области солнечного сплетения либо в области кишечника. Ребенок часто не может вычленить области неприятных переживаний в теле и бурно реагирует всем своим поведением. В таких случаях источник страха уже находится в его подсознании, и это сильно дезориентирует родителя, мешает правильно организовать свои усилия. Отдельное место занимают так называемые детские страхи. Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они очень важны для развития ребёнка. Они сдерживают и направляют детское развитие в период обучения и социализации. Каждый страх или вид страхов появляется только в определённом возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои страхи», которые в случае нормального развития со временем исчезают. Они являются важным звеном в регуляции поведения ребёнка и, в целом, имеют положительное адаптационное назначение. Детский страх формируется в силу того, что ребенок сталкивается с факторами, ограничивающими его поведение, сдерживающими его свободу. Эти факторы, будучи «нормально отдозированными» , носят воспитательную функцию. Но часто бывает, что ребенок сталкивается с агрессией окружающего мира в отсутствие родителя. Будучи не в состоянии понять и объяснить сути такого воздействия (а это может быть и громкий окрик соседки, и страшный кадр в фильме, и подзатыльник от сверстника, и звуки из-за окна , услышанные после вечерней сказки и еще тысяча разнообразных конкретных вариантов), малыш запоминает образ этого «воздействия» и начинает его бояться. Коварство такого запечатления заключается в том, что взрослый (родитель, няня , бабушка и т.д.) не в состоянии его отследить и вовремя искоренить по одной причине – взрослый не увидит страшного там, где это увидит ребенок. Поэтому терапевтическую процедуру необходимо организовывать так, чтобы ребенок выступал проводником в свой мир и показывал то место, где живет его персональный кошмар. При правильном построении процесса психотерапии ребенок не только укажет на источник своего беспокойства, но и поможет его искоренить. Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушать развития ребёнка. Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический. Страхи меняют поведение, формируют ожидания, страхи отражаются на характере и сексуальных предпочтениях. Воздействие страхов на развитие личности имеет свои далеко идущие последствия. Поэтому психологическая коррекция наиболее эффективна на ранних стадиях формирования психосоматического комплекса – на стадии существования пока детских страхов. И, напротив, чем больше событий наслоилось в жизни человека, тем дольше и сложнее приходится распутывать их взаимосвязь и взаимовлияние. Жизнь взрослого человека сопряжена с регулярным переживанием эмоции страха. Взрослый человек склонен адаптироваться к своим негативным эмоциям ( из серии «наш человек ко всему может привыкнуть»).Однако переживаемый страх существенно ограничивает внешнюю и внутреннюю свободу человека, подвергая необоснованным гормональным атакам внутренние органы , что ведет к их преждевременному износу. Подсознание накапливает негативный опыт «на всякий случай», и в какой-то момент он становится обузой. Поэтому в целях профилактики вероятных психосоматических заболеваний необходимо регулярно разряжать накопившиеся в подсознании напряженности и тем самым повышать адаптационный ресурс организма.. |
Поход в первый класс – это колоссальный стресс для маленького ребенка: все кажется ему незнакомым, чужим. Перед родителями незамедлительно встает первостепенная задача – подготовить своего малыша, настроить его так, чтобы он не чувствовал себя «белой вороной». Вопреки общепринятым мнениям, подготовка к школе включает в себя не только обучение читать, считать и писать. Важен также и моральный аспект, умение ребенка контактировать с учителем, находить общий язык со сверстниками, работать в группе. Приветствуйте стремление малыша общаться с людьми, всегда поддерживайте его разговоры. Объясняйте ему морально-этические нормы, касаемые всех сфер человеческой жизни. В общении с другими школьниками вашему ребенку наверняка придется нередко отстаивать свою точку зрения. Воспитайте в нем это умение: не навязывайте свое мнение, позволяйте ему принимать какие-то решения самостоятельно, учите его находить аргументы, доказывающие его правоту. Объясните ребенку цель функционирования школы, необходимость хорошо учиться в ней. Наряду со всем этим, подготовьте своего малыша в физическом плане: вам поможет ежедневная зарядка по утрам, полукилограммовые гантели, легкие пробежки, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание. Если все это сопряжено с занятиями в каком-либо спортивном кружке, то организм ребенка будет развиваться планомерно. |
Что означает детский рисунок?Что означает детский рисунок? На первый взгляд, ничего особенного. Неровные линии, вытянутые пропорции. Учится водить по бумаге карандашом, насколько успешно – покажет будущее. Но на самом деле все сложнее и важнее. Ребенок, конечно, не осознает, насколько рисунок отражает его внутренний мир. Но, тем не менее, это способ самовыражения. Все, чем «дышит» малыш и его отношение к окружающим обязательно отразится на бумаге. Психологи давно это подметили и разработали несколько тестов, позволяющих понять внутренний мир ребенка. Все они основаны на восприятии и отражении ближайшего окружения – семьи. Такие тесты могут проводить в детском саду или школе, но можно провести их и оценить результаты самостоятельно. Согласитесь, куда интереснее узнать «правду» о своем чаде из «первых рук», чем услышать интерпретацию уставшего на работе педагога. Перед началом тестирования запомните несколько несложных, но существенных правил. Тест можно проводить с детьми примерно 4-5-летнего возраста. Индикатором готовности к нему можно считать наступление периода, когда ребенок начинает рисовать людей, детализируя основные части тела: туловище, голову, ноги и руки. Если в ответ на ваше предложение нарисовать семью малыш начнет уточнять, кто в нее входит или вообще – что такое семья, значит, это понятие еще не сформировалось и стоит немного подождать. Возможна и другая причина. Когда ребенок среди родных чувствует себя некомфортно, он подсознательно отвергает их в своем мировосприятии. Задание нарисовать семью следует давать в обычных бытовых и социальных условиях. Если тесту предшествовали стрессы и ссоры, а также яркие положительные эмоции, результаты будут искажены. Не следует давать советов кого, как и где рисовать. Тест не для родителей, а для детей. Пусть рисуют, что считают нужным. Не отвлекайте юных художников. Творчество – дело интимное, не нужно «стоять над душой» и контролировать каждое движение карандаша. Но есть один нюанс. Последовательность появления на «холсте» персонажей «картины» соответствует эмоциональным привязанностям ребенка. Это важно, и желательно последовательность отследить. Возможно, лучше это сделать с посторонней помощью человека, не являющегося членом семьи. Заберите у ребенка ластик. Вытирать ничего не надо – как есть, так и есть. Если уж «произведение» безнадежно испорчено, лучше начать все с чистого листа и попробовать еще раз. Результаты теста для ребенка лучше оставить тайной и ни в коем случае не обсуждать в его присутствии. Еще лучше вообще не акцентировать внимание на каких-то пробах. Нарисовал и нарисовал, ведь родителям очень нравятся детские рисунки, пусть сделает приятное для мамы и папы. На готовой «картине» попросите малыша подписать где кто нарисован. В надписях тоже отражается отношение ребенка к тому или иному члену семьи. Если писать еще не умеет, пусть расскажет устно. |